В.Ф.Боков
|
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок - даже сердце отдать!
Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу,
Сколько б я тебя, мать, не жалела,
Всё равно пред тобой я в долгу!
Пусть буран всё сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог,
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок!
В.Ф.Боков
|
|
После промозглости и слякоти ждём мы, когда пригонит вояка-ветер зимние морозы и озорница-метель закружит свои снежные вихри. Хорошо будет в такую стужу расположиться у печи, где весело потрескивают дрова, покачиваются от горячей струи полотняные занавески да млеет, от жары мурлыкая, кот на своём любимом местечке. Можно накинуть на плечи мягкий пуховый платок.
Чудесный красавец - Оренбургский Пуховый Платок. В честь него была написана великая песня - "Оренбургский пуховый платок", автором которой является В.Ф.Боков. А песня эта родилась безо всяких причин. Как рассказывает сам поэт, он сочинил ее в результате поездки в Оренбург. Там увидел он мастериц-казачек, вяжущих пуховые платки, подержал их в руках, ощутил тепло и вспомнил мать-старушку, наконец, купил ей платок и послал посылкой в подмосковную деревню Язвицы...
А вообще пуховый платок пришёл к нам из глубины веков, когда человеку в борьбе с жестокой непогодой пришлось "изобрести" вещи, связанные из пуха и шерсти животных. В те времена население нашего края пользовалось лишь грубой "глухой" вязкой. Переселенцы, прибывшие из Центральной России на территорию нынешнего Саракташа, владели искусством вывязывания кружева, которое исстари бытовало на Руси. Простую вязку платков они начали обогащать своими узорами, элементами "растительного", "снегового", "морозного" орнамента. На протяжении двух с лишним столетий неутомимые мастерицы неустанно совершенствуют, усложняют выделку платков. На первое место выходят тщательность прочесывания и перемешивания пуха, ровность пряжи, плотность вязки, точное соблюдение размера, окраска, цвет, привлекательность, сложность рисунка, его оригинальность и новизна, симметрия, художественное оформление. Легкие узорчатые платки в народе нарекают "паутинками", а вязальщиц - "ажурницами".
Обилие качественного местного пуха способствует развитию этого тонкого рукоделия, ставшего затем народным промыслом.
Исследователи нашего края считают, что он зародился на местах старинных поселений, где сейчас расположены Черный отрог, Саракташ, Желтое. Старинными пуховязальными селами также считались Воздвиженка, Черкассы, Петровское, Красногор, Студенцы и другие.
Основным поставщиком пуха был совхоз "Губерлинский" - один из самых мощных козоводческих хозяйств области.
Платки, изготовленные на комбинате, получают всеобщее признание и славу. Они выставляются на различных международных выставках и ярмарках - в Лейпциге, Варшаве, Париже, Токио, Будапеште, Гаване, Брюсселе, Салониках, Кабуле, Тегеране, Лиссабоне, Нью-Йорке. За участие в конкурсах лучшим вязальщицам присваиваются звания «Мастер-художник высшего класса», «Мастер – золотые руки».
Ювелирный труд лучших работниц отмечается правительственными наградами – орденами Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы, «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
Каждый платок имеет свою судьбу, свою историю. Вот, например, одна из них. В 1975 году на художественную выставку «Советская Россия» был представлен высококлассный платок, который потряс и зрителей, и жюри. При необычно большом размере – 180 на 180, великолепной «пушистости» его вес был легче обычного ажурного платка – всего 80 граммов. Он вобрал в себя три цвета, свойственные оренбургским платкам – белый, серый и светло-серый, и вывязывался одновременно из 47 клубков, в то время как обычно паутинка вяжется из двух. Уральский красавец был признан шедевром народного искусства и после выставки занял достойное место в Государственном Русском музее в Ленинграде.
У этого промысла интересная история. Козий пух, закупленный в Оренбургской губернии в начале девятнадцатого века, направили для переработки в Англию и Францию. Европейские предприниматели высоко оценили качество пуха. Они закупили Оренбургских коз и решили разводить у себя. Но губерлинская порода коз так нигде и не прижилась: ни в Европе, ни в Австралии. Тут утрачивалось качество пуха. В книге "Оренбургский платок" писатель И.Уханов подметил: "На земле много всяких коз, но такую уникальную, как губерлинская, встретить можно только здесь, в этих горах, раскинувшихся на четыреста квадратных километров". Так и ремесло ручного пуховязания, пришедшее к нам из глубины веков, является культурным достоянием Оренбургского края.
Чтобы оно не исчезло, важно сохранить творческое наследие знаменитых мастеров. Что и продолжают делать наши бабушки и мамы: передают нам художественные традиции национальной отечественной культуры.
|
|
Мой Друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!
Н.М.Языков
|